Актуальная ситуация в начальной школе
Родители: удовлетворенность образованием детей
На первое место в подавляющем большинстве заинтересованных вышло требование «сохранения здоровья детей». Приоритетность этого направления отмечают и родители, и психологи, и учителя (причем не только учителя начальных классов). 95% родителей включили потребность в сохранении здоровья в первую пятерку своих потребностных запросов. Отметим: этот показатель слабо вариативен - т.е., практически не зависит от региона исследования.
На втором месте в интегральной шкале - требование«развития мотивации, стремления учиться и познавать». Опять же, это общее требование большинства заинтересованных родителей. В начальной школе его «рейтинг» заметно выше, чем в основной (что вполне объяснимо).
На третьем месте -«развитие морально-нравственного сознания, воспитание способности принимать решения, ответственности и самостоятельности».
С небольшим отрывом от нее - потребность в «развитии творческого мышления. навыков самостоятельного и критического мышления, способности к рефлексии и самопознанию».
На пятом и шестом местах (практически без отрыва друг от друга) - «развитие умения работать с информацией и учиться» и «развитие умения общаться, работать в коллективе, коммуникативной компетентности».
Какие ориентации отторгаются большинством родителей?Что учителям, родителям, представителям общественности кажется наименее важным?
Любопытно, что на последнем, двадцатом месте оказывается запрос на «развитие умения объяснять явления действительности». Далее в списке отторгаемых ориентаций - «воспитание базового доверия к миру, эмпатии. стремления к взаимопомощи». К сожалению, об этой ориентации говорят только психологи. Примерно так же они относятся и к ориентации на «развитие умения исполнять социальные роли (социальная компетентность)". И, наконец, пятое из отторгаемых требований к результатам - ориентация на «умение руководствоваться в поступках кругом своих прав и обязанностей».
Итак, подведя краткие итоги: каковы потребности родителей как субъектов образовательного процесса в начальной школе, можно сделать выводы:
1. Потребность в сохранении и укреплении здоровья детей.
2. Потребность в физической и психологической безопасности ребенка.
3. Потребность в мотивирующем обучении (ориентированном не на трансляцию знаний и не на формирование навыков, а на поощрение и стимулирование интереса).
4. Потребность в эффективном взаимодействии со школой. |
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
-
Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. Значит, следует помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения, прогулки на воздухе. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: "Доброе утро", – и собирайтесь в школу без суеты.
-
Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный, но не короткий.
-
Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.
-
Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.
-
Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.
-
Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них – лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего, делается на благо вашего ребенка.