Приказ Министерства образования и науки Хабаровского края от 03.04.2020 г. № 68-ОД "О подведении итогов регионального дистанционного конкурса на лучшую программу и проект по адаптации, социализации и интеграции в сфере образования несовершеннолетних иностранных граждан"
В номинации "Проект по адаптации, социализации и интеграции несовершеннолетних иностранных граждан в образовательную среду" первое место - Анненкова Елена Николаевна, директор МБОУ СОШ № 72 г. Хабаровска
С 05 марта 2020 по 31 августа 2021 гг. педагогический коллектив МБОУ СОШ № 72 реализовывал проект «Система ранней профориентации и самоопределения полиэтнического контингента обучающихся в культурно-образовательной среде»
Образование для инновационной экономики определяет заказ для образовательных организаций на формирование качеств и способностей у обучающихся, которые помогли бы им научиться «свободно ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы»; быть «готовым к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов на основе формирования уважительного отношения к труду и опыта участия в социально значимом труде». Эти компетенции в качестве личностных результатов обучающихся представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Наша школа, ориентируясь на заказ от государства и общества, реализует данные задачи в рамках инновационного проекта «Волонтеры как будущие профессионалы» и программы профориентационной деятельности «Дорога в будущее». Результаты данной деятельности представлены нами в сборнике программ и методических материалов «Волонтеры как будущие профессионалы».
Вместе с тем, осуществляя данную деятельность, мы столкнулись с новыми вызовами, а именно с проблемами, которые испытывают обучающиеся основной школы из семей мигрантов в профессиональном самоопределении, выборе ими образовательного маршрута и подготовке к освоению будущей профессии.
Одной из целей национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года является «успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации, их интеграция в российское общество». По нашему мнению для этого необходимо, чтобы дети из семей мигрантов могли выбирать для себя профессию по душе и способностям, осваивать ее и, обретая общероссийскую гражданскую идентичность, закрепляться и работать в Хабаровском крае.
Проведенный нами анализ работы педагогического коллектива с детьми из семей мигрантов, которые прибыли на постоянное местожительство из бывших республик СССР позволил нам выявить ряд проблем:
- Результаты мониторинга показали, что русский язык дети мигрантов осваивают достаточно быстро, но их культурная и социальная интеграции проходит намного сложнее: они держаться обособленно, придерживаясь своего круга общения, с трудом и достаточно медленно усваивают и принимают культурные и социальные нормы новой для них среды проживания.
- Большинство из числа мигрантов-родителей ориентируют своих детей на долгосрочное проживание в Хабаровском крае и видят своих детей с дипломом о высшем образовании. Но вместе с тем ожидания этих родителей часто не совпадают с реальными интересами и способностями детей, запросами и перспективами развития рынка труда на Дальнем Востоке РФ. Результаты ГИА для обучающихся детей мигрантов за 2018-2019 учебный год показали, что большинство этих детей (74%) не переходят в старшую школу, а пробуют поступать в учреждения СПО.
- Обучающиеся из числа детей-билингвов не задумываются о выборе будущей профессии, полагаясь либо на родителей, либо собираются занять привычные для их ниши трудовой занятости, где среднее специальное и высшее образование не требуются.
- Учителя и специалисты сопровождения испытывают затруднения в работе с этой категорией детей в виду недостатка специальных знаний (особенности менталитета, культурные и религиозные особенности детей-мигрантов) и профессиональных навыков (поддержка процесса профессионального самоопределения у этих детей).
Исходя из выявленных проблем, мы считаем, что коллективу МБОУ СОШ № 72 необходимо организовать деятельность по ранней профессиональной ориентации, направленную на профессиональное самоопределение и самореализацию обучающихся основной школы в условиях новой для них культурной и образовательной среды. При этом мы планируем, с одной стороны включать детей-билингвов в систему мероприятий по социализации и профессиональному самоопределению, не выделяя их в отдельную группу, чтобы избежать сегрегации по языковому и этническому признаку. С другой стороны, в случае индивидуальных затруднений, связанных с национальными особенностями и менталитетом этих детей оперативно перестраивать эту деятельность под конкретного ребенка.
Цель проекта: Разработать и апробировать модель ранней профориентации и самоопределения полиэтнического контингента обучающихся в культурно-образовательной среде в условиях основной школы.
Задачи проекта:
- Организовать деятельность по психолого-педагогическому сопровождению детей-билингвов в процессе их личностного становления и профессионального самоопределения в новой для них культурно-образовательной среде.
- Провести корпоративное обучение для педагогов школы по интеграции детей мигрантов в новую социокультурную среду и образовательные отношения.
- Обсуждение проблем и выработка решений по вопросам включения детей-билингвов в новую социокультурную среду и образовательные отношения через деятельность интернационального клуба
- Диссеминировать данный опыт в практику образовательных учреждений с полиэтническим контингентом обучающихся.
Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 23.03.2020 г. № 352 "О внесении изменений в распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 05 марта 2020 г. " 262 "Об инновационной инфраструктуре в сфере общего и дополнительного образования Хабаровского края"
Проект «Система ранней профориентации и самоопределения полиэтнического контингента обучающихся в культурно-образовательной среде»
ОПИСАНИЕ проекта по адаптации, социализации и интеграции несовершеннолетних иностранных граждан в образовательную среду, применяемого МБОУ СОШ № 72, г. Хабаровска
Список тем учреждений краевого комплекса «Реализация модели формирования культурного интеллекта субъектов взаимодействия в полиэтнической образовательной среде (на примере Хабаровского края)» 2020-2021 г.
Общий план реализации проекта сентябрь 2020-май 2021 г.
План работы по проекту «Система ранней профориентации и самоопределения полиэтнического контингента обучающихся в культурно-образовательной среде» на 2020-2021 учебный год
25 февраля 2022 г. в режиме онлайн состоялась научно-практическая конференция «Сохраняя язык, приумножаем культурное наследие народов России».
В рамках конференции выступили 52 докладчика из 32 образовательных организаций РФ и зарубежья, в том числе 10 университетов (10 докторов и 9 кандидатов наук, 22 педагога и преподавателя), представивших 6 регионов Российской Федерации (города Москва и Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области, Краснодарский и Хабаровский края), а также Бурятию, Башкортостан и Чеченскую Республику. В конференции приняли участие представители 1 издательства, 2 религиозных, 7 некоммерческих и общественных организаций. Более 300 пользователей из России, стран СНГ, Китая, Великобритании подключились к научно-практической конференции в дистанционном формате.
Программа конференции включила в себя пленарное заседание и работу четырех дискуссионных секций:
секция 1: «Диалог культур: становление межкультурной компетентности личности»;
секция 2: «Русский мир в национальной литературе»;
секция 3: «Сохранение и развитие языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: опыт и современность»;
секция 4: «Межкультурная компетентность личности в многоязычии образовательного пространства: современные тенденции и опыт».
В работе четвертой секционной площадке приняла участие Анненкова Е.Н., директор МБОУ СОШ № 72. Елена Николаевна выступила по теме «Нетворкинг как средство формирования межкультурной компетентности личности школьника (на примере инновационной деятельности МБОУ СОШ № 72». Опыт работы педагогического коллектива нашей школы получил высокую оценку профессионального сообщества.
25 мая 2020 года нашими партнерами КГБ ОУ "ХАБАРОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Д.Л. КАЛАРАША" была организована и успешно проведена "XXVI научно-практическая конференция "Подготовка высококвалифицированных специалистов в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров".
В онлайн - заседании секции "Адаптация детей и молодежи в полиэтнической образовательной среде" приняла участие рабочая группа педагогов нашей школы в составе: Анненкова Е.Н., директор, Малкова Н.М., заместитель директора по УВР, Полянская Е.В., педагог-психолог. В ходе мероприятия обсуждались актуальные вопросы по теме краевого комплекса "Формирование культурного интеллекта личности обучающегося в полиэтнической образовательной среде (на примере Хабаровского края)", дальнейшее планирование и организация реализации проектов (программа мероприятия прилагается).
Подведены итоги Международного детско-молодежного конкурс-фестиваля билингвизма и творчества народов Хабаровского края "ДРЕВО ЖИЗНИ". Конкурс направлен на развитие ценностного отношения к родному и русскому языкам, к родной и русской культуре. В данном мероприятии приняли участие ученики нашей школы: Дмитрохина Анастасия, Каршиев Баситджон, Ли Игорь. Школьники предоставили конкурсному жюри о традициях своей семьи. Эссе были написаны на родных для ребят языках: украинском, таджикском и китайском, а так же на русском языке.
Эссе наших учеников получили высокую оценку - диплом 1 степени, вошли в каталог работ участников. Организаторы конкурса отметили Благодарностью за работу МБОУ СОШ № 72 в лице директора Анненковой Елены Николаевны
ОТЧЕТ о деятельности МБОУ СОШ № 72 по реализации проекта «Система ранней профориентации и самоопределения полиэтнического контингента обучающихся в культурно-образовательной среде» в рамках работы КИК
Отчет о деятельности образовательной организации (педагога) в рамках инновационной инфраструктуры сферы образования Хабаровского края 2020-21гг.
Каршиев Баситджон принял участие в Международном детско-молодёжном конкурсе-фестивале билингвизма и творчества народов Хабаровского края "ДРЕВО ЖИЗНИ" с работой "Тайна узбекского плова". Руководителя проекта Дмитриченко Светлану Юрьевну, учителя физики, отметили Благодарностью за профессионализм, проявленный в руководстве работ школьников в области переводоведения.